Давос 2016: четвёртая промышленная революция

Прибрежный мир: что делать Татарстану
25.12.2015
«Здравостроительство»: условия для массовой физкультуры и спорта
30.01.2016

Главной темой 46-го Международного экономического форума в Давосе стала Четвёртая промышленная революция. Этим термином с 2011 года обозначают совокупность новых технологий, которые в ближайшей перспективе произведут колоссальные изменения в экономике и производстве.

Речь идёт о комплексных киберфизических системах, в которых IT-системы на всех стадиях производственной цепочки объединены в одну сеть, что позволяет им взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени и самонастраиваться.

Речь идёт об интернете вещей (Internet of Things, IoT): технологии дополненной реальности, 3D-печать, сенсорные сети, облачные вычисления. По оценкам Gartner, к 2020 году дополнительный доход поставщиков продуктов и услуг, связанных с IoT, превысит $300 млрд.

Речь идёт о всепроникающих компьютерных системах, или компьютинге (pervasive compiting или UbiComp), о распределённом интеллекте (Ambient Intelligence), big data. Использование соответствующих технологий (например, в разрезе анализа генерируемого в соцсетях контента), позволит бизнесу совершенствовать свои модели доступа к потребителю, а властям — более эффективно администрировать социальную жизнь: например, управлять уличным движением, бороться с преступностью или реализовывать элементы концепции «умных городов», в которых за счёт применения инновационных технологий будет обеспечена энергетическая и экологическая оптимизация.

Главные спикеры форума, такие как его основатель, швейцарский профессор Клаус Шваб, вице-президент США Джозеф Байден и президент Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн, выделили и вызовы, которые встают перед миром под воздействием Четвёртой промышленной революции или во временном контексте её наступления:

1. Бизнесу придётся постоянно вводить инновации — причём в таких темпах, что это потребует перестройки самой модели ведения бизнеса. Так, в последнее время средний срок существования компании-участницы индекса S&P сократился с 60 до 18 лет, и если корпорации хотят оставаться на плаву, им придётся встретить вызовы Четвёртой промышленной революции, постоянно адаптируясь к всё новым и новым технологиям. Для этого, в частности, на смену вертикально выстроенным структурам должны прийти модели, связанные с горизонтальным способом управления.

2. Изменяющийся бизнес будет нуждаться в соответствующем развитии государственных институтов, адаптация которых к новым условиям не должна отставать от коммерческого сектора.

3. Важность сохранения и расширения свободы для экономического развития. В качестве примера Джозеф Байден привёл лозунг основателя и бывшего руководителя Apple Стива Джобса: «Думай иначе». «Без свободы думать по-разному не получится», — приводит слова Байдена РБК.

4. Вопросы адаптации к новой реальности среднего класса, который останется ключевым фактором экономического роста.

5. Необходимость всеми силами способствовать максимальным инвестициям в образование, причём во всех проявлениях — от детских садов до профессионального переобучения. В этой плоскости находятся ответы как на вызовы, связанные с адаптацией и развитием среднего класса, так и на связанные с трансформацией рынка труда, в рамках которой рабочие места в одних сферах будут исчезать, в то время как в других — появляться.

6. Сохранение «души и человечности». Перемены, которые несут новые технологии, изменят не только мир вокруг нас, но и нас самих, и человечество должно быть готово к этому вызову. И да, вопросы души и человечности также находятся в центре внимания интеллектуальных элит первого мира, только не в контексте искусственного противопоставления их прогрессу в тактических целях сохранения архаичных авторитарных режимов («вам что, выбирайте, лекарство от рака или чтобы люди людьми остались?»), а в контексте нахождения таких форм роста и развития, которые одновременно не противоречат человечности людей, не противоречат, а напротив способствуют удовлетворению духовных потребностей человека.

Историки будут смотреть на 2016 год как на «год, когда мы перешли от медленного движения к экспоненциальному росту», заявил Клаус Шваб.