Казань: конкретный вектор развития

Ново-Татарская слобода: трагедии прошлого и альтернатива будущего
11.12.2016
Решение проблемы пострадавших вкладчиков Татфондбанка
05.03.2017

В предыдущие годы векторы развития Казани распределялись по нескольким основным направлениям; такой же подход предполагают и различные конкурсные варианты генплана города. В основе подобного подхода лежат простейшие тренды роста города «во все стороны» от географического центра в границах муниципального образования. Между тем, новый этап развития столицы, на наш взгляд, должен основываться на чётком векторе развития — в западном направлении, в сторону Зеленодольска.

Это предложение основывается на трёх положениях:

● при разработке стратегии долгосрочного развития Казани основным контекстом должно стать не развитие города в текущих границах муниципалитета и как бы с вакуумом вокруг него, а развитие Казани как важнейшей — но неотъемлемой — части Казанской агломерации.

● интегрированность и соответствие стратегии развития Казани до 2030 года со Стратегией «Татарстан 2030» (это неразрывно связано с предыдущим пунктом).

● система управления городом прошла первый этап — этап обслуживания исторически-сложившихся, текущих и явных трендов в развитии города: рост во все стороны от географического центра, реставрация исторического центра, обеспечение достойного уровня транспортной связности между сложившимися спальными районами и районами приложения труда. Она способна перейти к следующему этапу, ориентированному на перспективные тренды, действию на опережение и — в краткосрочной перспективе это будет выглядеть именно так — формированию новых трендов развития города и серьёзной трансформации его территориальной структуры исходя из стратегических долгосрочных потребностей развития города, агломерации и республики.

В этом отношении на первый план выходит агломерационный подход, предполагающий развитие не отдельно взятых городов, а городских агломераций. При этом все определения подчёркивают, что агломерация — это не просто ряд достаточно близко расположенных городов, это, в первую очередь, ряд в качественном отношении связанных городов и пригородов, что требует как учёта наличия существующих и потенциальных связей при планировании развития агломерации и создания условий для их укрепления, так и суммирует потенциал населённых пунктов, открывая перед ними значительные перспективы.

В стратегии развития «Татарстан-2030» прописано, что Казанская агломерация — моноцентрическая постиндустриальная агломерация, включающая города Казань и Зеленодольск, а также территорию прилегающих районов. В пределах столичной агломерации находится и Иннополис (и также — в западном направлении от Казани). Кроме того, городской округ Казань и Зеленодольский район отнесены к т.н. Западной территории трансграничного сотрудничества Казанской экономической зоны, в рамках которой они взаимодействуют с городом Волжск, расположенным в Республике Марий Эл.

В рамках Казанской городской агломерации именно западный её луч концентрирует подавляющую часть «внеказанского» городского населения, значительную часть промышленного, логистического и инфраструктурного потенциала. Внутриказанским оператором развития города в западном направлении, в свою очередь, является территория Кировского и в значительной степени Московского районов Казани, которые приобретают особое значение, являясь ключевым элементом, обеспечивающим функционирование наиболее важного луча Казанской городской агломерации.

Именно в пределах Кировского района расположено пересечение двух крупнейших и важнейших для связности агломерации автомобильных трасс — объездной дороги, она же через мост ведёт на Москву, и дороги на Зеленодольск, Волжск и далее на Йошкар-Олу. Уже сейчас это направление является активно развивающимся с точки зрения инфраструктуры и строительства новых объектов (технополисы Химград и Новая Тура, город-спутник Салават Күпере).

Таким образом, по нашему мнению, в планах развития города Казани, тесно связанных с планами развития всей Казанской городской агломерации, особо важное значение следует уделить западному вектору, включающему в себя в качестве важнейшего звена Кировский и Московский районы. Для этого есть несколько оснований:

1. Макрогеографический уровень. Именно к западу от Казани находится вторичный центр Казанской агломерации — Зеленодольск, важные для внешних связей агломерации инфраструктурные объекты, такие как железнодорожный и автомобильный мосты через Волгу. Таким образом, логика развития Казанской городской агломерации обусловливает особое внимание развитию направления на Зеленодольск, Волжск и, в перспективе, на уже сформированную полицентрическую городскую агломерацию Чебоксары-Новочебоксарск, обладающую значительным промышленным и инфраструктурным потенциалом.

Подобного рода трансграничная, трансрегиональная интеграция крупных городских агломераций — новейшее явление в урбанистике, известное под именем мегарегионов. Так, на территории США выделяются 10 мегарегионов, в которых суммарно проживало около 230 млн человек, годовой продукт уже в 2001 г. превысил 8 трлн долларов, причём занимали они лишь пятую часть территории США без учёта Аляски и Гавайев. Аналоги мегарегионов возникают и на территории нескольких стран одновременно — примером могут быть в значительной степени слившиеся агломерации Рейн-Рура и Амстердама-Роттердама на территории Германии и Нидерландов.

Последние события, связанные с прекращением функционирования аэропорта города Йошкар-Ола, могут сказаться на ещё большем значении Казани для транспортных связей этого города и Республики Марий Эл в целом, и стать дополнительным импульсом к межрегиональной интеграции на направлении Казань-Зеленодольск-Волжск-Йошкар-Ола.

2. Микрогеографический уровень. Приоритетное развитие северо-западных районов собственно города Казани представляется не только важным в агломерационном ключе, но и реалистичным — в границах собственно Казани. Наличие развитого историко-культурного (в лице Адмиралтейской и Пороховой слобод), а также рекреационного (в лице озера Лебяжье, лесопарковых зон и пр.) потенциала позволяет Кировскому и Московскому району Казани стать во многих смыслах дублёром исторического центра города, стать полновесным центром всей северной части города, расположенной за рекой Казанка, а всё это вместе с развитием новых жилых районов на Горьковском направлении — стать впоследствии фактическим центром всей столицы.

Дальнейшее развитие интеграционных процессов в Казанской агломерации достаточно естественным образом предполагает перетекание функций фактического (экономического, социально-демографического) центра города за Казанку. Эти процессы связаны с перспективным совмещением центра города Казани и центра Казанской агломерации — и более эффективным выглядит расположение такого совмещённого центра на правом берегу Казанки. На наш взгляд, различить эти тренды следует уже сегодня — и учесть их при разработке долгосрочной стратегии развития города.

Цель этой статьи — поставить сам вопрос о выделении чёткого и единственного основного вектора территориального развития города в среднесрочной и долгосрочной перспективах — западного, направления на Зеленодольск. Вопрос о том, какие меры для реализации подобного плана могут быть приняты, требует отдельной проработки, но в общих чертах они просматриваются достаточно явно (все пункты в первую очередь касаются «внутригородского территориального оператора» развития столицы на запад — Кировского и Московского районов, которые могут стать опорой Казанской агломерации, в перспективе претендующей на роль ядра экономического мегарегиона Казань-Чебоксары):

1. Развитие сети общественного транспорта, обеспечивающего более удобную связность как Кировского и Московского районов с другими районами столицы, так и внутрирайонные связи, а в перспективе — эффективно связывающей территории «нового центра» с населёнными пунктами, лежащими к западу от Казани в пределах Казанской агломерации. Одним из привлекательных вариантов развития общественного транспорта в районах выглядит сеть скоростного лёгкого трамвая, в том числе — его линия вдоль Горьковского шоссе в сторону Салават Күпере.

2. В перспективе строительство новых и реновацию старых офисных площадей рационально наращивать в Кировском и Московском районах в силу их географического положения у основания западного луча роста агломерации.

3. Создание общественных пространств и развитие и благоустройство внутрирайонных рекреационных зон, повышающих привлекательность района как места приложения труда и места жительства.

4. Можно рассматривать как подпункт предыдущего пункта. Обеспечение ментальной неразрывности с текущим историческим центром: «продолжение» комплекса исторического центра через Казанку, встраивание в общий комплекс исторического центра, выполняющего рекреационные и туристические функции, достопримечательностей Кировского и Московского районов (в первую очередь, Адмиралтейской слободы, Пороховой слободы). Этот момент также важен в контексте эволюционного характера перетекания функций фактического центра города за Казанку, что в случае с Казанью является возможным благодаря относительно близкому расположению современного центра города и Кировского и Московского районов — и что является более легко воспринимаемым и осуществляемым процессом, чем резкий перенос ключевых функций города в абсолютно новое место.

5. Строительство новых моллов в городе — в первую очередь за Казанкой. В данном случае речь идёт не обязательно о территории Кировского и Московского районов, они могут располагаться и в Авиастроительном районе, и непосредственно за границей города, но они должны быть легкодоступны для жителей «западного луча» Казани.

6. В отношении управления процессами развития города и агломерации полезной выглядит интегрированность планов развития Казани и поселений, находящихся непосредственно за западной границей столицы, между Казанью и Зеленодольском.