Положительное решение о заключении нового Договора РТ-РФ в перспективе может быть более вероятным при соблюдении следующих условий:
• Договор будет содержательным, а не формальным.
• Договор будет фиксировать новую особую роль Татарстана, полезную для федерации в целом.
• Договор будет поддерживаться населением (Татарстана; а также татарскими общинами вне зависимости от места проживания).
1. Содержательность нового Договора. Подписание «формального» Договора (в формате документа 2007 года) может быть менее вероятным, чем документа с перечнем конкретных делегированных полномочий. Договор-2007 во многом стал возможным благодаря инерционной силе Договора-1994 и положения Татарстана в предшествовавшие 2007-му годы и десятилетия. Подобной инерционной силы нет ни у положения Татарстана в предыдущие несколько лет, ни тем более у предыдущего Договора-2007. Успешными скорее могут быть содержательные, конкретные и новые предложения со стороны Татарстана.
2. Новая роль Татарстана в федерации, исполнение которой зависит от Договора. Особый статус Татарстана как гарантия этносоциальной стабильности в регионе или высоких результатов правящей федеральной политической силы на выборах потерял актуальность: дело не в исчезновении потребности в этих вещах со стороны федерального центра, а в изменившихся границах пространства для манёвра — кроме экстремальных сценариев, в ближайшей перспективе нет сомнений в исполнении Татарстаном этих функций и без особого статуса республики. В то же время, изменившиеся геополитические условия вкупе с накопившимся грузом институциональных и иных масштабных проблем в стране могут сделать полезной новую особую роль Татарстана — как региона для экспериментального или пилотного ответа на какие-либо общефедеральные вызовы, проведения реформ и преобразований, впоследствии масштабируемых на всю страну. Для обеспечения подобной роли Татарстана может потребоваться делегирование конкретных полномочий республике посредством договорного механизма.
3. Поддержка Договора широкими слоями населения (Татарстана и татарских сообществ за его пределами), дополнительно к выгодным для федерального центра предложениям, дважды усилит переговорную позицию Татарстана. При этом в последнее время значительно пошатнулась ценность особого статуса республики, Договора в глазах татарстанской общественности в качестве гаранта сохранения текущего положения дел: одна из фундаментальных ценностей республиканской конструкции для татарстанцев в виде веры в её повышенную стабильность и предсказуемость сильно пострадала в результате отсутствия эффективного решения на республиканском уровне проблем вкладчиков Татфондбанка и иных недавних процессов. Ценность в глазах татарстанцев могут иметь конкретные, выгодные жителям республики преобразования, реализация которых возможна с помощью Договора.
Соответствие интересам федерального центра
Разработка ряда конкретных предложений для нового договора может начинаться с 1) анализа тех вызовов, которые стоят перед федерацией, в том числе исходя из новых геополитических условий, и ответ на которые может стать общефедеральной задачей (анализ таких вызовов с предложением общефедерального ответа на них от республиканских институций, предполагаемые планы федерального президента на 2018-2024 гг., интересы и предложения влиятельных федеральных групп и think tanks, которые могут стать общегосударственными решениями); 2) выделение среди таких задач тех, решение которых отвечает интересам развития республики и которые могут быть решены республикой в пилотном для страны режиме; 3) выработка перечня полномочий, которые могут быть необходимы республике для пилотного решения этих задач в Татарстане и прописаны в новом Договоре — полномочий, передача которых, перечисление которых в Договоре не будет неприемлемым для федерального центра.
Подобными общефедеральными задачами могут быть какие-либо из:
• диверсификация экономики, отход от зависимости от добычи и экспорта природных ресурсов (включая развитие высокотехнологичных отраслей).
• повышение роли и развитие негосударственного (частного) сектора экономики.
• снижение масштабов материального расслоения, социального неравенства и закрытости социальных лифтов как наиболее острой угрозы стабильности российского (и татарстанского) общества в перспективе.
• снижение масштабов распространения таких явлений, как: коррупция, замена государственного мышления коммерческим в бюрократической среде, дух клики в системе государственного управления и тому подобное.
• иная роль и повышение эффективности институтов местного самоуправления.
Традиционным для Договоров РТ-РФ пунктом в этом списке может остаться и право Татарстана на внешнюю экономическую и культурную деятельность — при условии её проведения по согласованию с федеральным Министерством иностранных дел Татарстан может играть определённую роль, к примеру, в обеспечении интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Поддержка Договора населением
В сфере обеспечения поддержки нового Договора татарстанцами действенной мерой может стать предложение о таком перечне полномочий, который обеспечивает преобразования, быстро и явно выгодные широким слоям населения республики. Они могут идти в дополнение к пунктам из предыдущего списка, либо пересекаться с ними — как, например, в случае со сглаживанием материального расслоения, если такая программа будет предполагать скорое и заметное повышение зарплат основной части населения республики; либо фундаментального расширения пространства для частной инициативы — что, однако, значительно сложнее представить напрямую выгодным для большинства жителей Татарстана.
Отдельный фактор массовой поддержки сохранения Договора — его второе качество, как документа, отражающего статус татарского народа. Эта функция вполне может укладываться и в общефедеральные интересы, в выстраивание работоспособной модели межнациональной политики в Российской Федерации. Очевидным оператором решения этой задачи мог бы быть Всемирный Конгресс Татар — как организация, объединяющая всех татар Российской Федерации и мира, представляющая их и одновременно встроенная в республиканскую государственную конструкцию. К сожалению, если со вторым, встроенностью в республиканскую конструкцию, у Конгресса сегодня всё в порядке, то с первым есть явные проблемы. На этом направлении более важны не однозначные заявления сегодняшнего Конгресса в поддержку Договора. Важно анонсирование и скоротечное претворение в жизнь планов качественного обновления организации, превращения её в действительную зонтичную организацию татарских сообществ Российской Федерации, усиления координации, поддержки и эффективности их деятельности.
Привлечение федерального политического класса
Третий аспект работы, который может обеспечить заключение нового Договора с федеральным центром, помимо кропотливой разработки татарстанского предложения по Договору и работ по линии условного ВКТ, — информационная работа по переводу вопроса о перезаключении Договора с татарстанского на общефедеральный уровень в российском информационном пространстве. В Российской Федерации, в особенности в политическом классе российского общества, гораздо больше людей, которых волнуют вопросы сохранения федеративного устройства страны или максимального сохранения правового государства, чем вопрос статуса конкретного Татарстана. В оба указанных посыла тема нашего Договора может укладываться, и информационная и прочая работа по этим направлениям на федеральном уровне выглядит целесообразной.