Текущее административно-территориальное деление (АТД) Российской Федерации в целом (не без исключений) основано на двух принципах:
1. Субъект федерации — крупный городской центр и окружающая его территория, на которой отсутствуют сравнимые по масштабам со столицей региона городские центры.
Стоит отметить, что такой подход к АТД выглядит одной из логичных, имеющих социально-экономический смысл, научно-обоснованных моделей (см. теория центральных мест В. Кристаллера и иные базовые в вопросах социально-экономического районирования модели). Текущая модель АТД РФ в общем смысле является вполне эффективной и логичной, в том числе по сравнению с подходами в ряде других крупных стран, таких как, например, США.
Именно поэтому, когда мы в недавнем небольшом докладе об агломерациях говорили об интенсификации межрегиональных связей по двум коридорам между Казанью и Уфой, мы особо подчёркивали, что речь идёт именно о межрегиональных, межагломерационных связях, а не об объединении субъектов федерации, правительственных органов и т.д.
На днях о том, что нет смысла в объединении экономически мощных Татарстана и Башкортостана как субъектов федерации, высказался полпред ПФО Михаил Бабич. Однако следует отметить, что совершенно то же самое касается вопросов взаимодействия Татарстана с Нижегородской областью, Самарской областью и прочими субъектами федерации ПФО. Разговоры о некоем «объединении регионов» в данном случае (а не о взаимодействии агломераций и других вопросах развития межрегиональных связей, не предполагающих изменения границ субъектов федерации) — это либо, действительно, фантазии от избытка свободного времени, либо поднятие вопросов, которые могут настолько масштабно сломать имеющуюся модель АТД России, что подобные колоссальные реформы вряд ли могут готовиться кулуарно, скрыто и затрагивать какие-то единичные регионы.
2. Вопрос наличия национальных республик как возможность народам иметь свою государственность в составе Российской Федерации. Это касается фундаментальных подходов в сфере национальной политики страны, и также явно не вопрос из разряда «моментально сделали и забыли». Он принципиально затрагивает некоторые соседние с Татарстаном республики Поволжья, такие как Марий Эл, Чувашия, Удмуртия, вопросы об «объединении» которых также иногда возникают, и у которых нет столь мощного экономического основания для безусловной роли отдельной социально-экономической единицы в рамках АТД РФ, как у Татарстана или Башкортостана (или той же Самарской области, где наоборот этнополитического фактора нет, а экономическое основание — есть).
Таким образом, оба основных, фундаментальных принципа административно-территориального деления Российской Федерации в известной степени противоречат поднятой в медиапространстве волне рассуждений о ближайшем будущем Татарстана как республики, отдельного субъекта федерации с известными границами. Не говоря о конституционных аспектах вопроса: закреплении принципов АТД в Конституции РФ и невозможности объединения регионов без их согласия, закреплённой также в федеральной Конституции.