1. В начале года активно обсуждалось высказывание президента республики относительно распределения бюджетных доходов между федеральным центром и республикой. В январе на схожую тему высказался целый ряд губернаторов.
Это — совершенно нормальная практика для федеративной страны, для руководителя региона-донора. У Татарстана, как и любого другого субъекта федерации, всегда будет свой взгляд по вопросам бюджетной политики, продиктованный экономическими особенностями республики и положением региона-донора. Сформировать сбалансированную бюджетную систему в масштабах федерации возможно только в случае, когда высказываются и учитываются точки зрения субъектов федерации.
Вообще говоря, если бы лидеры самых различных, всех субъектов федерации начали хотя бы в какой-то мере и в публичном пространстве озвучивать интересы своих регионов, мы могли бы оказаться в стране, в которой баланс интересов достигается куда лучше.
Это же поднимает вопрос регионального представительства и отстаивания интересов каждого субъекта на федеральном уровне. То есть, в числе прочего, реальной дееспособности и содержательности работы Совета Федерации.
2. Кризисная ситуация вокруг Татфондбанка и отказ Центробанка РФ от его санации. Это привело к одному из серьёзных в новейшей истории республики всплесков протестной активности.
Наша позиция заключалась в необходимости выработки приемлемых для всех заинтересованных сторон механизмов компенсации потерь вкладчиков — в частности, через создание Фонда будущих поколений.
При всей серьёзности последствий ситуации с ТФБ, никак нельзя сказать, что банковская система республики разрушена. Основные показатели деятельности и состояние активов крупнейшего в Татарстане «Ак Барс Банка» свидетельствуют о его стабильном положении.
3. Истечение срока действия Договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном от 2007 года.
Заключение подобных документов не стало запрещённым федеральной конституцией. Возможность его перезаключения в будущем, по нашему мнению, более вероятна, если новый Договор будет иметь практическую ценность и отражать какую-либо уникальную роль Татарстана в федерации, требующую определённых полномочий (к примеру, экспериментальный регион для проведения реформ перед их масштабированием на РФ в целом, что предлагала «Платформа XXI»).
Также может быть нужным начало обсуждения возможности уточнения соответствующей статьи Конституции республики с целью указания заключения Договора как возможной опции. В новейшей истории действие некоторых положений Конституции республики приостанавливалось (самый известный пример — всенародное избрание президента Татарстана), возможно обсуждение различных вариантов, поскольку ситуация с юридической точки зрения непростая — речь идёт о первой статье. Вероятно, подобное действие на опережение позволит лишить какие-либо стороны возможности использовать сложившуюся ситуацию для инициации более масштабных правок Конституции республики, претензий к Конституции республики в целом.
4. Языковой вопрос. Ясная история, приведшая к ликвидации паритета в преподавании госязыков в школе.
Однако, сохранился принцип государственного двуязычия, а значит и основополагающий принцип общественного устройства Татарстана — равноправие народов республики, взаимоуважение и единство татарстанцев. В этом может быть больший потенциал, чем можно предполагать сегодня, в том числе по вопросу сохранения и развития языков Татарстана, межэтнической солидарности и т.п.
Что в итоге? На наш взгляд, несмотря на ряд сложных сюжетов за прошедший год, панически-пессимистические настроения неуместны. На сегодняшний день республика, республиканская конструкция не потеряла ни одного из своих фундаментальных качеств. База твёрдая, решение возникающих вопросов находить всегда возможно.
Важные задачи на ближайшее время:
• нахождение точки опоры, точки стабильности положения республики, республиканской конструкции. Формирование образа будущего республики, отвечающего запросам максимально обширной части татарстанского общества.
• поиск новых форматов отстаивания интересов республики на федеральном уровне. Во всех сферах, от экспертного уровня до бюрократического, от публичного до неформального.
• в случае позитивного реформирования каких-либо сфер жизни в стране после выборного цикла — действия на опережение в рамках данных трендов и в рамках татарстанской системы.
• поиск форматов сохранения и развития татарского языка с учётом новых правил преподавания языков в системе среднего образования.