100-летие ТАССР: исторический парк

Автомобильный рынок: итоги 2017 года
17.02.2018
Малые и промышленные города: миграционные ожидания
20.02.2018

Татарстан заблаговременно и неспешно готовится к вековому юбилею республики, 100-летию Татарской АССР. Создана комиссия, есть примерный, дежурный список мероприятий по празднованию. Юбилейное событие, несомненно, должно не только отметиться в памяти граждан праздничными мероприятиями, но и оставить куда более «монументальный» след. Для этого вовсе не обязательно переименовывать улицы, создавать отдельную площадь или возводить большие монументы. Например, сегодня уже мало кто задумывается, по какой причине в самом центре города стоит памятник Муллануру Вахитову, и что это за деятель. Для большинства горожан памятники становятся лишь привычным городским фоном. Коллективная память в пространстве может быть запечатлена в более подвижных и динамичных формах. К тому же, главным критерием политики памяти выступает не масштаб и грандиозность символа, а вовлечённость простых граждан в процессы «запоминания».

Таким «пространством памяти» мог бы стать интерактивный «исторический парк», посвящённый 100-летию республики. Он может вобрать в себя и элементы парка «Россия — моя история», и ряд интересных архитектурных решений, а также сыграть роль музея под открытым небом.

Возможный вариант организации такого интерактивного пространства представляет собой несколько площадок: часть новой набережной Казанки перед НКЦ (1), сам обновленный Национально-культурный центр (2), его лестницы, площадь/сквер Султан-Галеева перед Государственным Советом (3), сам Государственный Совет (4) и Площадь Свободы (5).

Важно отметить, что речь не идёт об огромных финансовых затратах, которые потребовались, например, для реализации хотя бы одной выставки «Россия — моя история«. Несмотря на всю грандиозность этого проекта, впечатляющие технологии, с методической точки зрения он имеет ряд недостатков: это переизбыток информации и дорогое мультимедийное однообразие, в результате чего посетитель (особенно — школьник) быстро перестаёт усваивать информацию. В случае с парком 100-летия Татарстана подобные издержки могут быть компенсированы разнообразием форм подачи, возможностью «потрогать« историю, открытым парковым пространством и наличием соответствующих активностей.

Сегодня даже татарстанские стартапы предлагают технологии, когда «пространство», памятники, улицы «разговаривают» с вами. Это технологии, в рамках которых можно настроить функцию, когда при приближении, например, к памятнику Ленина или к восковой фигуре политика можно получить от него «звонок» или послушать, что он говорит.

Из каких элементов могло бы стоять такого рода пространство?

Первая площадка — это «бренды» Татарстана — Зилант, Ак Барс, нефтяная вышка, «КамАЗ» и другие. Их можно потрогать или даже взобраться на них. Это восковые фигуры исторических деятелей, с которыми можно сфотографироваться и которые могут «рассказать о себе». Здесь же возможно установить несколько панелей с родословными, биографиями простых татарстанцев и разными семейными историями, с возможностью внесения верифицированной информации о семье любым человеком. И каждый татарстанец мог бы увидеть историю своей семьи на фоне истории Татарстана, почувствовать причастность к прошлому республики.

Вторая площадка — здание Национально-культурного центра. В тёмное время суток здесь возможно устраивать световые иллюминации, исторические показы. В свободное от световых шоу время — использовать поверхность здания для показа исторических персоналий. Даже ступени лестницы могли бы иметь тематическое убранство, надписи или информировать об исторических событиях. В светлое время суток здание с помощью технологий дополненной реальности (которые уже встраиваются в обычные смартфоны) может стать большой интерактивной книгой по истории Татарстана. Внутри НКЦ посетителей может ожидать обновлённый музей 1000-летия Казани и ряд других новых национально-культурных пространств, возможно, связанных с разными муниципальными районами республики. В случае реконцепции Национально-культурного центра стоит обратить внимание на опыт Ельцин-центра, который сочетает в себе музей, научно-просветительский лекторий, тематическую арт-галерею, кинолабораторию для молодых режиссёров (то, чего пока не хватает Татарстану), пространство для малых театров, продвижение молодых писателей и литературных переводчиков; отдельное направление — открытые научно-просветительские проекты, связанные с осмыслением опыта 1990-х годов, изучением гражданского общества, конституционного строительства — а в случае Татарстана это могли бы быть исследовательские проекты, связанные с изучением развития идей федерализма, татарстанской государственности на протяжении последних 100 лет. По сути, это культурно-научный инкубатор для молодых талантов, двери которого могут быть открыты для горожан и гостей столицы республики.

История Татарстана одного только ХХ века имеет большое количество интересных имен и выдающихся персоналий. Монументов на всех не хватит. Поэтому площадь перед НКЦ и площадь Султан-Галеева могли бы стать тематической экспериментальной площадкой, местом выставок эскизных проектов, временных скульптурных композиций и продолжением обновлённого НКЦ.

Четвёртая площадка — Государственный Совет Республики Татарстан, который имеет прекрасный музей, и который мог бы открывать двери для горожан в выходные дни и во время парламентских каникул. Возможность посетить здание республиканского парламента — это прекрасная возможность сделать власть ближе  для граждан.

Площадь Свободы также смогла бы стать интерактивной площадкой по истории республики, где можно через смартфон или иным способом послушать исторический рассказ или даже задать вопрос. Технологии дополненной реальности могут позволить посмотреть, как менялась Казань и как эти изменения связаны с событиями в истории Татарстана. Ведь именно на этой территории происходили многие судьбоносные исторические события, а в здании неподалёку была провозглашена Татарская АССР, положившая начало современной Республике Татарстан. Кроме того, само пространство исторического парка простимулировало бы появление новых музейных пространств.

Под ред.: Айрат Файзрахманов