Малые и промышленные города: миграционные ожидания

100-летие ТАССР: исторический парк
19.02.2018
Транспортная доступность Заказанья
21.02.2018

По оценке руководства Набережных Челнов, 71 % молодых челнинцев покидает свой родной город после окончания школы. Схожие тенденции имеют место и в других крупных городах республики и районах.

Этот вызов — не только татарстанский. Несколько тезисов из исследования Института демографии ВШЭ «Выпускники школ из малых городов России: миграционные и профессиональные предпочтения»:

1. Учащиеся 11-х классов школы выбирают жизнь в больших городах — региональных столицах, Москве и Санкт-Петербурге. Они предлагают широкие возможности получения высшего образования, а главное — перспективы выгодного трудоустройства и лучшей жизни.

Так, подавляющее большинство респондентов-школьников — 91 % — планируют получать высшее образование. Миграция не является их спонтанным решением, установки на отъезд с целью учёбы формируются задолго до окончания школы. Семьи готовы оказывать поддержку при миграции детей в крупные города, зачастую направления выезда на учёбу выбираются с прицелом на последующий отъезд всей семьи. При выборе направления миграции учитывается престижность вуза и наличие в нём выбранной специальности, но в большей мере — перспективы остаться на постоянное место жительства в большом городе.

2. Доля планирующих миграционную стратегию выпускников школ в малых городах выросла с 64 % в 2004 году до 75 % в 2015 году.

3. Желающих остаться в родном городе ничтожно мало — лишь 4 %. С 2004 года эта доля упала в 3,5 раза: с 14 % до 4 %. Процент не определившихся стабилен — 21-22 %.

4. 92 % респондентов отметили, что покинуть малые города планируют «очень много» или «скорее, много» их знакомых.

5. По мнению молодёжи, для полноценной жизни на человека необходимо 50 тыс. рублей в месяц. Такие стартовые заработные платы можно встретить только в Московском регионе, население которого будет расти по 200-250 тыс. человек в год.

Это вполне соответствует теории специалиста по региональной политике эконом-географа Натальи Зубаревич о «четырёх Россиях»: «первая Россия» (30 % населения) — с наиболее активным, модернизированным населением, это города с населением свыше 700 тыс. чел., где преобладают ценности постиндустриального общества, а советская индустрия перестает играть доминирующую роль в экономике; «вторая Россия» (25 % населения) — страна средних промышленных городов со значительным количеством «синих воротничков», более высокой социально-экономической ролью бюджетников, пониженным платёжеспособным спросом населения, высокими институциональными барьерами («всё поделено между своими»), самая её нестабильная часть — моногорода (10 % населения); «третья Россия» (38 % населения) — малые города и сельские поселения; остальная часть страны — это «failed регионы». В этом смысле нет ничего удивительного, что имеет место односторонняя миграция в «первую Россию» из «второй» и «третьей», как в мире наблюдаются масштабные миграционные процессы в направлении наиболее экономически развитых стран.

Для республики это означает повышенную актуальность двух направлений: 1) отдельно — развитие малых городов, 2) отдельно — трансформация крупных промышленных городов (в первую очередь, Набережных Челнов) в соответствии с реалиями постиндустриального мира.