Может ли Татарстан давать больше чемпионов?

Соучаствующее проектирование общественных пространств в районах
22.02.2018
Почему леса Татарстана меньше горят?
28.02.2018

 

Несмотря на успехи татарстанских спортсменов на минувшей олимпиаде, республике есть над чем работать в отношении некомандных видов спорта.

На Олимпиаде в Пхёнчхане спортсмены из Татарстана взяли четыре медали: две бронзы и серебро в лыжных гонках, серебро в фигурном катании. Это один из лучших результатов для зимней Олимпиады, несмотря на то, что главными в республике всегда оставались командные виды спорта – именно они создавали авторитет спортивной столицы, именно на них шла львиная доля затрат на инфраструктуру и поддержку спортсменов.
Стоит остановиться отдельно на лыжных гонках и Андрее Ларькове, обладателе двух медалей Пхенчана. Он – воспитанник татарстанской лыжной школы, всегда выступавший на российских соревнованиях за республику. Его родной город, Зеленодольск, всегда делал ставку на лыжи, здесь было много чемпионов, а спортивная база «Маяк» – пожалуй, один из самых известных спортивных центров республики.
И тогда, и сейчас лыжные гонки оставались настоящим массовым видом спорта в республике. Татарстан всегда имел собственных сильных лыжников: и в тяжелые 90-е, и в нулевые была целая когорта талантливых спортсменов, членов сборных команд России. Наравне с Ларьковым было немало татарстанских талантов, вполне сравнимых по силам с ним. Многие побеждали в юниорском возрасте, а затем оказывались не у дел и бросали профессиональный спорт. Сложилась так, что Ларьков оказался единственным, кто достиг олимпийских высот. Поколение за поколением таланты в Татарстане терялись. Зато могли «закупаться» таланты из чужих регионов.
Почему так происходило? Во-первых, при выходе из юниорского возраста (20 лет), тяжело сразу закрепиться во «взрослой» сборной страны. Один или даже два сезона могут сложиться неудачно. И тогда спортсмен теряется, он перестает быть нужным, его прекращают возить на учебно-тренировочные сборы в места, где можно встретить мировую элиту лыжного спорта. Сам Татарстан не имеет трасс международного уровня, пока здесь нет возможности полноценной подготовки. Во-вторых, двадцать лет – это тот возраст, когда молодому человеку уже хочется иметь достойный заработок. Профессиональный спорт, как правило, не дает такой возможности. Иногда достаточно много сил уходит на коммерческие или ведомственные соревнования. А неудачный сезон заставляет задуматься о том, чтобы «жить и зарабатывать, как все». Зачастую отсутствует полноценный и научно обоснованный анализ провалов спортсменов.
В-третьих, труд тренера (особенно молодого возраста) оплачивается весьма скромно. Разница между хоккейным и лыжным тренером колоссальна. Тренер, который вёл спортсмена в юношеском возрасте, не имеет возможности уделять достаточного времени своему взрослому воспитаннику.
Из общего – практически отсутствуют спортивные психологи, спортивные фармакологи, развитая инфраструктура спортивной медицины, реабилитационные программы, профессиональный спортивный менеджмент в массовых видах спорта.
Казалось бы, здесь сразу напрашивается вывод: надо тратить больше государственных денег на лыжный спорт. Возможно это так, и медали Ларькова приведут к увеличению бюджетных ассигнований. Уже сегодня республика создает в районах лыжные базы, трассы, но количество не всегда перетекает в качество. Например, в миллионной Казани, несмотря на бодрые цифры спортивных чиновников, нет лыжной трассы даже для проведения республиканских соревнований. Казань не имеет лыжероллерной трассы, которая считается важнейшей базовой инфраструктурой. В самом Зеленодольске уже более 10 лет говорят о постройке биатлонного центра и реконструкции базы «Маяк». Не стоит забывать: грамотно организованная спортивная инфраструктура массовых видов спорта и сами спортивные события (зрелищные забеги и массовые марафоны) дают и соответствующий экономический эффект.
Вот, что важно – в Татарстане практически нет частных спортивных клубов в массовых видах спорта. У бизнеса не сформировалось такой культуры. Речь не о практике «закрепления» за госкорпорациями тех или иных видов спорта (хотя это безусловное благо). В скандинавских странах материальная основа успехов лыжников, помимо развитой муниципальной спортивной инфраструктуры, – наличие множества частных меценатов, помогающих развитию профессионального спорта. Средства могут аккумулироваться в частных спортивных клубах. Это и помощь в подготовке спортсменов, и большой грантовый фонд для них и тренеров. В то же время частные спортивные клубы часть средств умеют зарабатывать – за счет коммерческих тренировок и соревнований для взрослых, инфраструктуры дополнительных услуг, продажи спортивного инвентаря.
Отдельный вопрос – развитие массовых видов спорта, стимулирование развития сети спортивных клубов (государственных, муниципальных, ведомственных, частных). Безусловно, такая сеть даёт большую «воронку» спортивных талантов на выходе, из которых и получаются будущие победители международных соревнований.

Наши тезисы по развитию массовых видов спорта