Стратегия пространственного развития РФ: активизация обсуждения

Назначение К.Ю. Носкова министром цифрового развития РФ
18.05.2018
Легализация самозанятых: вопрос рисков
25.05.2018

Стратегия пространственного развития РФ, принятие которой ожидается в ближайшее время и которая станет документом, определяющим региональную политику и перспективы размещения населения, производительных сил в стране, начинает всё активнее обсуждаться на всех уровнях, включая республиканский. На сегодняшний день следует отметить несколько моментов.

Во-первых, есть информация о том, что итоговая Стратегия будет весьма сильно отличаться от представленной ещё в 2016 году концепции этой стратегии. То есть обсуждать концепцию 2016 года может быть не вполне результативно.

Во-вторых, один из ключевых и наиболее обсуждаемых вопросов Стратегии – определение «полюсов развития» страны, не только их количества и наименований, но и – в первую очередь – того, что станет этими «полюсами». Это тот самый вопрос о крупных агломерациях как один из вариантов определения «полюсов развития» (таковыми теоретически могут быть не только агломерации, но, например, города, регионы, группы регионов, определённый тип населённых пунктов или территорий, выделенных по какому-либо признаку без привязки к их географическому положению и т.п.). По этому поводу окончательного понимания пока нет. По следам концепции 2016 г. и другим сигналам наиболее обсуждаемой стала тема крупных, вплоть до межрегиональных, агломераций. Однако в конце апреля президент страны высказался о необходимости более равномерного подхода к территориальному развитию в противовес жёстко агломерационному подходу (подробнее: https://vk.com/wall-59737330_7118 ).

В-третьих, есть один момент, который совершенно точно останется в итоговом документе от концепции 2016 года (даже если не будет прописан). Это положение о том, что одной из важнейших целей Стратегии будет даже не определение направлений работы по вопросу до 2030 года, а закладывание направлений территориального развития страны на последующие десятилетия. Именно это, скорее всего, и удастся сделать при реализации Стратегии до 2030 года, а не достичь каких-либо коренных изменений в размещении населения, производительных сил в ближайшие 10 лет. Мы имеем дело с вопросами очень длительной реализации, но насколько это «неповоротливые» вопросы и изменения в реализации, настолько же они и их результаты трудноизменимы впоследствии.

Речь идёт о принятии первого в таком роде документа, который будет являться ключевым для выработки региональной политики. Для Татарстана, вне всяких сомнений, важно иметь собственную проработанную позицию по содержанию Стратегии пространственного развития РФ и лоббировать выгодный республике взгляд на важные для Татарстана положения документа, поскольку Стратегия станет одним из определяющих факторов положения, места Татарстана в территориальном развитии страны на, вероятно, десятилетия вперёд.