Столица Татарстана Казань – один из 11 городов, принимающих Чемпионат мира по футболу – событие, привлекающее пристальное внимание миллиардов людей по всему миру. 16 июня на 45-тысячной «Казань-Арене» встретились сборные Австралии и Франции. Еще три матча группового этапа и по одному матчу 1/8 и 1/4 финала турнира различным командам еще предстоит сыграть в столице Татарстана. За проведение мегасобытий международного или континентального уровня между городами мира происходит активная конкуренция. Дело не только в престиже – эффект от проведения мегасобытий для городов, регионов и стран является предметом целого ряда исследований и имеет вполне конкретное социально-экономическое измерение.
Эффекты от проведения мегасобытий для того или иного города можно разделить на краткосрочные и долгосрочные.
К краткосрочным эффектам относятся инвестиции в инфраструктуру и потребительские расходы, которые вызывают краткосрочный всплеск спроса, а также рост потребительских услуг и гостиничного сектора.
Долгосрочные эффекты состоят из двух «линий»: регенерация городского пространства, создание инфраструктуры, ввод нового жилья и офисных площадей. Параллельно с этим растущая глобальная репутация повышает узнаваемость города, улучшает его «бренд». Вкупе это дает в долгосрочной перспективе дополнительные возможности роста для местного бизнеса, привлечение иностранных компаний и прямых инвестиций. Об этом, в частности, пишут такие исследователи, как М.Д. Горячко, Х. Преусс (H. Preuss).
Потенциал мегасобытий, иллюстрирующий их эффект, рельефно проявился на двух примерах из недавнего прошлого. Во-первых, саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, который вызвал к жизни развитие и модернизацию инфраструктурного комплекса, изменения во внутригородской среде, привел к созданию новых рабочих мест, а также формированию самого большого регионального образовательного и научного центра на острове Русский. Олимпийские и Паралимпийские Игры в Сочи в 2014 году привели к развитию и модернизации инфраструктурного комплекса, трансформации природных комплексов и исторически развивающихся территориальных сообществ населения, созданию новых рабочих мест, трансформации Сочи во всесезонный курорт, а также изменили сам образ города, создав новый бренд.
На примере Сочи, в котором в 2014 году прошли зимние Олимпийские игры, можно рассмотреть и трансформацию курортно-рекреационного комплекса. Следствиями проведения такого крупного международного мероприятия глобального масштаба, как Олимпиада, стали общий рост числа туристов, снижение уровня межсезонных колебаний посещаемости, новый подход к системе обслуживания, качественные и количественные изменения структуры гостиничного фонда (рост числа гостиниц и их звездности).
Чемпионат мира по футболу, как и любое другое мегасобытие столь высокого уровня, становится катализатором изменений в городской инфраструктуре. Так, обновление автобусного, троллейбусного, трамвайного парка, улучшение качества обслуживания пассажиров, приуроченные к Чемпионату мира, могут повлиять на улучшение ситуации с городским общественным транспортом в целом. То же касается и ситуации с ремонтом улиц, тротуаров, пешеходных зон, реконструкцией общественных пространств. При этом важным условием максимизации возможных преимуществ от проведения мегасобытий является интеграция развития городской инфраструктуры, в том числе транспортной, в существующие процессы городского планирования. Иными словами, чем больше будет связь и координация действий, производимых специально под то или иное мегасобытие, с долгосрочными планами развития города (в частности, генпланом), тем больше шансов на то, что достигнутые улучшение городской среды останутся вместе с городом в долгосрочной перспективе. Важным эффектом является и создание новых рабочих мест. Масштаб можно оценить по другому недавнему примеру: в 2010 году, во время проведения аналогичного мегасобытия – Чемпионата мира по футболу в ЮАР – в южноафриканском Кейптауне, по оценкам специалистов, было создано 148 000 новых рабочих мест. Эта цифра включает в себя как прямое, так и косвенное воздействие, при этом косвенное воздействие в ряде случаев может проявиться не сразу. Об этом, в частности, говорится, в докладе Sustainable Mega-Events in developing countries («Устойчивые мегасобытия в развивающихся странах»), изданном в 2011 году германским фондом Konrad Adenauer Stiftung.
Важно также отметить, что по целому ряду направлений позитивный социально-экономический эффект от проведения мегасобытий формируется не только (и не столько) в дни проведения мероприятий, сколько в ходе дальнейшей работы на этой основе. В данном случае проявляется мультипликативный эффект, когда один позитивный эффект влечет за собой появление ряда других. Поэтому все перечисленные позитивные эффекты являются в первую очередь «начальными точками» изменений, которые несут глобальные мегасобытия для городов-организаторов. Это, а также необходимость тесной интеграции планирования такого рода мероприятий и общего плана развития города, стоит иметь в виду при проведении мегасобытий в будущем – которые, учитывая наличие соответствующей инфраструктуры в Казани, можно ожидать.