В прошедшую пятницу вышли данные роста ВВП США за второй квартал 2018 года: 4,1% в годовом выражении. Это рекордные темпы роста американской экономики за последние четыре года. Для развитой и огромной экономики (почти 25% мирового ВВП) подобные темпы роста это скорее исключение, чем правило. Обычно схожие темпы роста (устойчивые 4-7% в год) демонстрируют несколько типов экономик:
1. Развивающиеся экономики (emerging markets): Турция, Китай, Индонезия;
2. Государства с низкой базой: Монголия, Таджикистан, Никарагуа;
3. Небольшие, развитые экономики: Исландия, Эстония, Кипр.
США относятся к крупным и развитым экономикам (developed economies). В эту же группу относят Японию, Германию, Великобританию, Францию, Италию и Канаду (доля каждой выше 2% от мирового ВВП). Ни одно из этих государств за последние 5 лет не демонстрировало экономический рост выше 3,1%.
Есть три основных фактора аномального роста экономики США:
1. Снижение налогов, в первую очередь для бизнеса, корпораций и предприятий; как следствие – рост инвестиций из освободившихся средств.
2. Отмена ряда регулирований, введенных администрацией предыдущего президента (выбор в пользу краткосрочного эффекта вместо поступательного развития); как следствие – у предприятий освобождаются ресурсы, которые ранее были необходимы для выполнения различных (трудовых, экологических и пр.) требований.
3. Агрессивная протекционистская риторика президента США стимулировала американские предприятия к подготовке к ответным мерам со стороны Китая и ЕС. До введения ответных пошлин бизнес старается быстрее нарастить экспорт.
Последние два фактора имеют краткосрочный эффект. В случае с экономикой США, экологическое, трудовое и прочее регулирование – институты, работающие на долгосрочный и качественный рост экономики.
Агрессивный протекционизм краткосрочно, вероятно, позволит американским предприятиям нарастить продажи, но в долгосрочной перспективе может привести к отставанию от зарубежных конкурентов.
Рост ВВП США определено повлияет на цены на главный экспортный товар Татарстана и РФ в целом – нефть. Учитывая, что потребление нефти американской экономикой составляет около 20% от мирового потребления, можно предположить, что ускорение экономики США приведет к росту спроса и, соответственно, цен на сырьевых рынках (при прочих равных условиях). Однако торговые войны могут с высокой вероятностью нивелировать этот эффект. Введение ответных пошлин со стороны Китая и ЕС замедлит торговый оборот между крупнейшими мировыми экономиками и ограничит спрос на нефть. Замедление мировой торговли будет иметь серьезные последствия, особенно для топлива, используемого в секторе грузоперевозок. Если торговая война зайдет далеко, то возможно снижение цен на нефть и нефтепродукты.