В Общественной палате РТ обсудили дополнения в Стратегию «Татарстан 2030»: круглый стол, посвященный законопроекту, прошел 16 ноября.
Содержание законопроекта об обновлении Стратегии презентовал заместитель министра экономики Республики Татарстан О.В. Пелевин. От ЦСИ «Платформа XXI» приняли участие А.А. Хазиев и Ш.А. Хайрулов.
Презентация доклада О.В. Пелевина о законопроекте
Выступление А.А. Хазиева на мероприятии:
«Добрый день, уважаемые коллеги. Центр Стратегических Исследований «Платформа XXI» принял участие в разработке предложений к обновлению Стратегии «Татарстан 2030», и ряд наших предложений был включен в законопроект.
Во-первых, я хотел бы сказать, что тот процесс, в котором мы все с вами принимаем участие, он, на мой взгляд, крайне важен для нашей республики. Я не буду останавливаться на общеизвестном факторе – на том, что вовлечение внешнего экспертного потенциала, привлечение максимального количества предложений, из которых можно выбирать, позволяет максимизировать качество итогового продукта. Я бы хотел обратить внимание на другой момент. Стратегия «Татарстан 2030» – это по сути ключевой документ в формировании образа будущего нашей республики. Куда мы идем, как мы будем жить через 10-15 лет, какой у нас вектор развития. Это очень важные вещи. Это важно для бизнеса. Эти ориентиры важны для органов государственного управления. Это важно для всех наших людей – для планирования собственных жизненных стратегий. Это важно для наших молодых талантливых кадров, для их решения жить и развиваться в Татарстане – а ведь в Стратегии 2030 подчеркивается, что человеческий капитал – главный фактор развития современной экономики, и это общепризнанно. И образ будущего важно не только сформулировать и прописать, его важно донести до граждан. А именно это и происходит, когда в разработку или обновление Стратегии 2030 вовлекается внешний экспертный потенциал, общественные организации, институты гражданского общества.
Теперь я хотел бы рассказать о тех предложениях, которые сформировала наша организация. Их четыре. Я постараюсь быть кратким.
Во-первых, в сфере развития IT-отрасли мы предложили ввести дополнительный акцент на развитие IT-аутсорсинга. Это активно развивающееся сегодня направление с высокой добавленной стоимостью, для развития которого в Татарстане есть все условия и вся необходимая инфраструктура, включая развивающийся Иннополис. И, кстати, изменение курса валют сделало нас на этом рынке конкурентоспособными в международном масштабе. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что это ни в коем случае не означает и не может означать отказа от амбициозной цели превращения Татарстана в IT-центр глобального уровня. Наоборот, концентрация в республике IT-специалистов посредством развития IT-аутсорсинга может создать здесь экосистему, среду, в которой повышается вероятность рождения так называемых IT-звезд, а значит, впоследствии, и формирование IT-центра глобального уровня. Это наше предложение было внесено в законопроект.
Второе наше предложение касалось коррекции границ выделенных в Стратегии агломераций посредством проведения исследований ежедневных миграций граждан внутри них. Это могло бы позволить выявить фактические границы агломераций, не завязанные на сетку административно-территориального деления республики. Это, в свою очередь, могло бы использоваться в разработке стратегий агломерационного развития, при координации планов развития фактически входящих в агломерации муниципалитетов.
Третье наше предложение касалось другого важнейшего фактора развития современной экономики наряду с человеческим капиталом – это доступ к глобальной торговле. А именно – включенности Татарстана в систему сухопутных трансконтинентальных транспортных коридоров. Мы предлагали в частности рассмотреть варианты развития железнодорожного транспорта на территории Татарстана, которые могли бы поспособствовать этому процессу.
По этим двум предложениям мы активно и плодотворно коммуницировали с министерством, и в целом сформировали понимание о нецелесообразности включения их непосредственно в Стратегию «Татарстан 2030». При этом эти предложения основаны на вполне успешных подходах и практиках, распространенных в мире, поэтому я благодарю экспертов, разрабатывавших эти предложения в рамках нашей организации, и я уверен, что они рано или поздно, в том или ином объеме пойдут в работу на других площадках, в рамках других документов и процессов.
Четвертое наше предложение касалось вопросов экологической политики. Здесь мне хотелось бы дать небольшое пояснение. Обсуждаемая нами сегодня Стратегия – это, действительно, стратегия социально-экономического развития. Но, во-первых, социально-экономическое развитие совершенно неразрывно связано с природными ресурсами, причем речь не только об ископаемых ресурсах, но и о возобновляемых, о природных ресурсах, обеспечивающих повседневное качество жизни людей, и так далее. Управление водными ресурсами, благоприятность качества окружающей среды для жизни человека здесь, лесной фонд, качество почв – всё это имеет в том числе непосредственное экономическое значение. Во-вторых, это тот самый вопрос об образе будущего и о ключевой роли в его формировании Стратегии «Татарстан 2030». А образ будущего должен быть комплексным, и без вопросов, связанных с окружающей средой и природными ресурсами, он таковым быть не сможет.
Вкратце по вопросу экологической политики. Сама экологическая политика как явление появилась совсем недавно, в 1970-х годах. Появилась в двух передовых державах, Советском Союзе и США. При этом подходы были разные, но до определенного времени оба подхода были сравнимо эффективными. Однако на сегодняшний день в экспертном сообществе признано, что постсоветские подходы к экологической политике являются инерционными, они в известной степени устарели. Подходы в этой сфере к сегодняшнему дню изменили почти все постсоветские страны, включая даже все государства Средней Азии. Вне всяких сомнений, и Российскую Федерацию в обозримой перспективе ожидает модернизация экологической политики. Более того, некоторые очевидные меры этого процесса уже нашли отражение в различных законах, стратегиях и иных документах. Однако, во-первых, далеко не всё, что уже было прописано, начало реально работать, а во-вторых, пока это не цельный процесс.
В этих условиях Татарстан мог бы стать пилотным регионом, пилотным для всей страны регионом в этой сфере – благо, направление изменений очень хорошо понятно.
Раздел об экологической политике в Стратегии 2030, согласно обсуждаемому нами сейчас законопроекту, расширится. Конечно, внимание к этому вопросу возможно потребует формирования отдельной стратегии модернизации экологической политики, тесно увязанной со Стратегией «Татарстан 2030», возможно затронет следующий период обновления Стратегии 2030 через три года. Так или иначе, мы видим по законопроекту, что теперь в Стратегии будет уделено больше внимания этой сфере.
Таким образом, два наших предложения – касающиеся развития IT-аутсорсинга и экологической политики – были включены в законопроект.
Я хотел бы выразить благодарность Олегу Владимировичу, сотрудникам Министерства экономики за эффективную коммуникацию, заинтересованность и тот большой и полезный для нашей республики труд, который был проделан. Благодарю за внимание!»