Счастье как ориентир государственной политики

Индекс человеческого капитала: новый показатель Всемирного банка
05.03.2019
Региональная экономика: Татарстан и ПФО
03.04.2019

В 2012 г. ООН был учрежден Международный день счастья – 20 марта. Он был призван стать напоминанием правительствам, что экономические показатели являются не единственными при оценке благополучия граждан и что для объективной картины необходимо учитывать конвертацию экономических и иных показателей развития в уровень самоощущения, удовлетворенности, счастья граждан.

На международном уровне самым известным примером внедрения этого принципа является политика Бутана, который использует вместо ВВП такой показатель как ВНС (валовое национальное счастье), имеющий регулярную методику расчета и базирующийся на таких критериях как психологическое благополучие, стандарты жизни, качество управления, здравоохранение, образование, благосостояние общины, культурное разнообразие, использование времени (работа/досуг/сон), экологические показатели. Однако пример Бутана представляется нерелевантным для большинства стран и территорий мира в силу общего уровня экономического развития страны, традиционного уклада жизни и специфичного самосознания бутанцев.

Тем не менее, попытки учета счастья в госполитике принимались и в более экономически развитых странах. В 2016 г. в ОАЭ было создано отдельное министерство счастья, задачами которого стали проведение политики, направленной на создание новых социальных благ, делающих общество счастливее, и оценка проектов других ведомств с точки зрения их влияния на жизнь отдельного человека.

На парламентских выборах в Великобритании в 2005 г. создание подобной структуры было одним из пунктов программы консерваторов. На региональном уровне известны примеры создания министерства счастья в индийском штате Мадхья-Прадеш и измерения индекса счастья наряду с привычными экономическими показателями в ряде штатов США без институционализации этой функции.

Существуют различные подходы к количественному измерению уровня счастья. Так, в 2006 г. британский Фонд новой экономики (NEF) предложил свой индекс, в котором не учитывались показатели ВВП. Аргументом в пользу отказа от этого показателя было то, что конечная цель большинства людей не быть богатыми, а (в том числе через увеличение собственного благосостояния) быть счастливыми и здоровыми. Для расчета индекса были выбраны следующие показатели: субъективная удовлетворенность жизнью, ожидаемая продолжительность жизни, экологический след. Под экологическим следом имеется в виду размер территории, необходимый для производства потребляемых ресурсов и поглощения отходов в расчете на одного человека, при этом вес данного фактора можно назвать неоднозначным в контексте заявленной цели оценки рейтинга. Так, чтобы США повторили результат Вануату в этом рейтинге (4 место), нужно допустить, что жители США абсолютно удовлетворены жизнью и собираются прожить по 439 лет.

Более объективным выглядит рейтинг стран, составляемый ООН с 2012 г. в рамках ежегодного Всемирного доклада о счастье. Для оценки счастья по странам (территориям) мира здесь учитываются 6 факторов:

• ВВП на душу населения;
• социальная поддержка (солидарность);
• ожидаемая продолжительность жизни;
• свобода граждан в принятии жизненно важных решений;
• щедрость;
• отношение к коррупции.

Сегодня был опубликован рейтинг ООН за 2016-2018 гг. Российская Федерация оказалась на 68 месте (из 156). Ниже в рейтинге расположились такие страны, как Беларусь (81), Греция (82), Кыргызстан (86), Китай (93), Украина (133), замыкает список Южный Судан. Лидеры рейтинга – Финляндия, Дания и Норвегия, из постсоветских стран интересен высокий показатель Узбекистана (41, в первую очередь за счет высокой оценки уровня социальной поддержки в обществе), Латвия и Эстония на 53 и 55 местах, Казахстан – 60.