Леса Татарстана и мировой опыт лесовосстановления

Расширение гражданского участия в системе муниципального управления
05.02.2018
Примеры влияния сообществ на развитие городских пространств
12.02.2018

Кадровые изменения в Министерстве лесного хозяйства республики дают повод для обращения внимания на мировой опыт лесовосстановления. Это в особенности актуально для Татарстана, характеризующегося крайне низкой лесистостью для своей природной зоны, а также постольку, поскольку причины для лесовосстановительных процессов в экономически наиболее развитых странах имеют место и в республике.

Мировой опыт лесовосстановления

В самом конце 2017 года журнал The Economist выпустил статью, посвященную росту площади лесов в странах Европы — новой тенденции, ярко проявившейся в последние десятилетия и являющейся следствием целого комплекса экономических и экологических причин.

Как наглядно показано на карте, лесистость за четверть века — с 1990 по 2015 годы — увеличилась почти во всех европейских странах, включая Россию. С 2005 по 2015 год леса России росли чуть медленнее, чем в большинстве стран ЕС, в процентном выражении, но в силу огромной площади территории, в абсолютном выражении лесистость в России выросла больше, чем во всем Европейском Союзе. Увеличение площади лесов зафиксировано также в США и Австралии.

Наиболее яркий пример страны, резко увеличившей лесистость — Ирландия. В 1920-е годы, когда Республика Ирландия (большая часть острова без Северной Ирландии) только обрела независимость, всего 1 % её территории был покрыт лесами. Для природной зоны и климатического пояса, в котором расположена страна, это неестественно низкий показатель. Некогда обширные леса «изумрудного острова» вырубались человеком с очень давних пор, как минимум с 4-го тысячелетия до н.э. Фермеры использовали лесные угодья в самых разных целях: расчищали пространства для выпаса скота и выращивания сельскохозяйственных культур, для строительства жилищ, для отопления. К этим «традиционным» формам с XVII века прибавились вырубка леса для строительства парусного флота и, после начала Промышленной революции, для нужд металлургического производства.

По прошествии 90 лет, по состоянию на конец 2017 года, лесистость Ирландии составляет уже 11 %. При этом цель правительства страны — к 2046 году довести эту цифру до 18 %. И это — часть широкой тенденции залесения Западной Европы.

Причины тенденции

Какие же причины вызвали к жизни эту тенденцию, которая, пожалуй, впервые в истории сменила другую — активное сведение лесов для хозяйственных нужд человека? Авторы статьи в The Economist выделяют в этой связи две группы факторов:

1) Рост лесистости является результатом изменений на продовольственных рынках. Глобализация, формирование мирового рынка продовольственных товаров, а также рост импорта пищевой продукции в развитые страны из тех регионов, которые специализируются на высокопроизводительном сельском хозяйстве — всё это привело к тому, что заниматься сельским хозяйством на «традиционных» землях, особенно находящихся в относительно неблагоприятных природно-климатических условиях (с бедными почвами, в высоких широтах или в высокогорье), стало нерентабельно.

2) Лесистость в странах Запада возрастает также и потому, что правительства стран поощряют данный процесс посредством принятия соответствующих законов и предоставления субсидий. Так, в Великобритании леса не облагаются налогом на прирост капитала (в отличие от земли под ними). Если лес покупается за счёт выручки от продажи бизнеса, налог, подлежащий уплате, откладывается. Продажа древесины не несёт ни корпоративного налога, ни подоходного налога. Леса могут быть переданы наследникам без налога на наследство. В Ирландии фермеры, которые сажают деревья, получают щедрые платежи в течение 15 лет, продолжая при этом получать обычные субсидии на фермерство. Лесное хозяйство особенно привлекает фермеров старшего возраста, которые с одной стороны хотели бы вести хозяйство, с другой — вести его в наиболее «щадящей», требующей умеренных трудозатрат, форме. В 2015 году 45 % новых лесонасаждений в Ирландии принадлежали людям в возрасте 60 лет и старше.

Леса Татарстана: современное положение и перспективы

Что касается Татарстана, то в наши дни лесистость республики составляет около 17 %. По этому показателю республика находится на 63-м месте среди субъектов РФ. Для сравнения, в соседней Ульяновской области лесистость составляет 26 %, в Чувашии — 32 %, в Башкортостане — 40 %, в Удмуртии — 46 %, в Марий Эл — 55 %, в Кировской области — 62 %. Из соседей республики меньшую лесистость имеют лишь расположенная преимущественно в лесостепной зоне Самарская область и степное Оренбуржье. В наши дни безлесные пространства Татарстана резко выделяются на фоне соседних субъектов, схожих по природным и климатическим условиям. Такое положение не возникло единомоментно, оно стало следствием комплекса причин, корни которых тесно переплетены с этнической, социально-экономической и хозяйственной историей народов, населяющих республику. В поисках возможностей для земледелия крестьяне активно сводили леса под пашню. В условиях прогрессирующего малоземелья они стремились за счет леса хотя бы в какой-то степени увеличить свои небольшие земельные наделы. Немалую роль сыграли и интенсивные работы по заготовке корабельного леса.   

Однако сегодня обстоятельства значительно изменились по сравнению с периодом, когда сельское хозяйство играло критическую роль в жизни всех жителей республики. Интенсивная урбанизация сделала своё дело — сегодня Татарстан нельзя назвать аграрным регионом с точки зрения демографии: доля горожан здесь превышает среднероссийский показатель и достигает почти 77 %. Из субъектов Российской Федерации — лидеров по валовому объему сельскохозяйственной продукции — Татарстан выделяется, во-первых, неаграрной структурой хозяйства в целом, а во вторых — расположенностью в относительно суровых климатических условиях. Татарстан — это далеко не богатые тучными черноземами регионы Юга России. В этой связи, вероятно, имеет смысл если не сделать однозначный вывод о необходимости постепенного выведения какой-либо части земель из сельхозоборота в пользу территорий лесонасаждения, то сделать первый осторожный шаг в исследовании возможностей более рационального использования как природных ресурсов республики, так и её человеческого потенциала. В перспективе в пользу подобных мер говорят как структура республиканской экономики, так и внедрение новых сельскохозяйственных технологий, позволяющих увеличить урожайность и производительность в аграрном секторе, обеспечив необходимый уровень продовольственной безопасности за счёт меньшей площади земель, используемых для ведения сельского хозяйства.

Стоит отметить, что научные исследования, проводимые в Республике Татарстан, также не обходят стороной  перспективы лесовосстановительных процессов, в частности, в экологическом разрезе. Так, в статье Н.Б. Прохоренко, С.Г. Курбановой, С.Г. Глушко «Влияние лесной растительности на состояние малых рек в Татарстане», опубликованной в 2014 году в журнале «Известия Самарского научного центра Российской академии наук» говорится: «Экспедиционные исследования показали положительное воздействие культур хвойных пород на процессы гидрологического режима малых рек. Так, например, в бассейне р. Нурминка (левый приток р. Ошторма) на западе Предкамья РТ с лесистостью в 2 % после создания в 1986 г. сосновых посадок и увеличении площади лесов до 3,5 % к 20-летнему возрасту сосен возродились старые родники и появились пластовые выходы грунтовых вод. Подобная картина наблюдалась в устье ручья Труба (приток р. Марквашка) на севере Предволжья, где после создания в 1990-х гг. культур ели дебит родников увеличился на 10-20 %».

Происходящие в экономически развитых странах процессы увеличения площади лесов, будучи не искусственными и не порожденными одной лишь деятельностью заинтересованных граждан и экологических активистов, а вызванные к жизни комплексом объективных взаимосвязанных социально-экономических и экологических причин, в той или иной степени, рано или поздно затронут и Татарстан. Они заставляют по-новому взглянуть на кажущиеся очевидными социально-экономические реалии: роль и место сельского хозяйства в экономике республики, текущие параметры природопользования и землепользования, а также на ресурсы улучшения экологической ситуации в густонаселенной высокоурбанизированной республике с развитой промышленностью.

Под ред.: Ренат Темиргалеев