Вопрос качества человеческого потенциала является ключевым для развития любого региона и государства в XXI веке. Отток молодежи и потеря человеческого капитала могут затормаживать развитие экономики на долгие годы вперед. Приобретение и улучшение человеческого капитала, напротив, становится драйвером развития любой территории, муниципалитета, региона, страны.
В этих условиях важным является видение текущих миграционных процессов на всех уровнях, в том числе внутриреспубликанском.
Методика
Для оценки тенденций, связанных с миграционными потерями/приростом молодежи, демографы используют метод “передвижки возрастов”, в котором источником выступают данные переписи населения. Ниже мы привели сравнительный анализ численности конкретной когорты молодежи 1983—1997 гг. рождения на материалах Всероссийской Переписи Населения 2002 г. и предоставляемых Госкомстатом информации о возрастной структуре населения республики на начало 2017 г. Смертность в таких возрастах не является сильным статистически значимым фактором и единственное явление, обуславливающее изменение численности молодежи, является миграция. Такой анализ дает представление о динамике поколения за период 2003—2016 гг., который мы попытались детализировать по городам и сельским районам.
Миграция молодежи в городах Татарстана
Миграция молодежи в Татарстане носит характерные для всей России центростремительные тенденции. Крупнейшим центром, стягивающим молодежь, является столица республики. Теряют молодежь все города, однако некоторым удается компенсировать это за счет внешнего притока. Численность когорты слабо изменилась в Альметьевске, Елабуге, Зеленодольске и Арске. Остальные города теряли свою молодежь. Наибольшие потери характерны для малых городов, находящихся на значительном отдалении от крупных центров. Более четверти рассматриваемого поколения потеряли Бавлы, Нурлат, Кукмор и Тетюши.
Наиболее глубокий отток в городах и муниципальных районах приходится на момент окончания школы и связан с дальнейшим получением профессионального образования. Состояние экономики и узость рынка труда в малых городах России являются первостепенными факторами, обуславливающими отток населения. Они же частично влияют на жизненные условия и качество городской инфраструктуры. Малые города по качеству городской среды не удовлетворяют ожидания большой части современной молодежи.
Миграция в сельской местности
Больше всего молодежи теряют муниципальные районы, расположенные на значительном удалении от региональных центров, для этих же территорий характерна самая негативная динамика численности населения. Более трети молодежи потеряли Дрожжановский, Буинский, Камско-Устьинский, Балтасинский, Чистопольский, Алькеевский, Новошешминский, Аксубаевский, Муслюмовский, Мензелинский и Агрызский районы, а Апастовский и Рыбнослободский – около половины. Наибольший миграционный прирост среди молодежи характерен для районов, окружающих Казань (Пестречинский, Лаишевский, Зеленодольский, Высокогорский), Набережные Челны (Тукаевский), и Альметьевского района.
Следует учитывать, что данные переписи и учета населения, который ведет Росстат, могут недооценивать масштабы миграционных процессов (то есть документально подтвержденные масштабы могут отличаться от реальных), или фиксировать их с некоторым временным лагом.
В Татарстане малые города и муниципальные районы, если они не находятся в составе крупногородской агломерации, теряют молодежь в результате миграции. Открытым является вопрос, насколько распространены и сильны миграционные установки у следующих поколений республиканской молодежи, их жизненные ожидания и стратегии, предполагаемые направления и «выталкивающие» факторы.
Под ред.: Д.С. Бадрутдинов